Назначение пенсии

Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, подают заявление о назначении пенсии или о доставке пенсии и необходимые документы в любой территориальный орган ПФР в пределах территории Российской Федерации по своему выбору вне зависимости от места жительства (пребывания) или непосредственно в ПФР (Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей).

Личный прием граждан, проживающих за границей (их доверенных лиц), осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, по адресу г. Москва, ул. Академика Анохина, дом 20 корп. А.

Необходимые для назначения пенсии документы:

  1. Внутренний или заграничный паспорта гражданина Российской Федерации;
  2. Трудовая книжка;
  3. Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности на территории РФ до 01.01.2002.
  4. Заявление о выезде за пределы территории Российской Федерации по форме.

В отдельных случаях могут потребоваться:

  • Копия военного билета;
  • Копия документа об изменении фамилии;
  • Копия свидетельства о рождении ребенка;
  • Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации, которая выдается дипломатическим представительством, консульским учреждением РФ или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства;

Все копии документов заверяются в российском консульском учреждении. Подать заявление можно лично, по почте или через представителя, чьи полномочия должны быть оформлены в нотариальном порядке.

Гражданин, проживающий за рубежом, имеет право на страховую пенсию, если одновременно выполняются условия:

  • Наличие гражданства Российской Федерации, которое подтверждается паспортом гражданина РФ;
  • Наличие минимального страхового стажа. В 2020 году – 11 лет, с последующим ежегодным увеличением на один год до 15 лет в 2024 году;
  • Наличие минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента. В 2020 году – 18,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 в 2025 году;
  • Достижение общеустановленного пенсионного возраста: в 2019 году для женщин 56 лет, для мужчин 61 год, в 2020 году и далее с последующим изменением до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин к 2028 году.*

*Для граждан, которым по условиям прежнего законодательства предстояло выйти на пенсию в 2019 – 2020 гг., предусмотрена специальная льгота – выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. Например, женщина или мужчина, которые согласно изменениям пенсионного возраста должны будут выйти на пенсию в январе 2020 года, смогут сделать это уже в июле 2019 года, т.е. не 56 лет и 61 год, а в 55,5 лет и 60,5 лет соответственно.

 

С 1 января 2015 г. вступили в силу утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №884н "Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления перевода одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с новым порядком выдача пенсионного удостоверения не предусмотрена. При необходимости по желанию гражданина для подтверждения факта установления ему пенсии может выдаваться соответствующая справка.

В целях получения данной справки гражданину, проживающему за границей, и являющемуся получателем пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо обратиться (лично или через представителя) в орган, выплачивающий ему пенсию на территории Российской Федерации (территориальный орган ПФР), а в случае, если пенсия переводится на личный счет, открытый в кредитном учреждении на территории иностранного государства, - непосредственно в ПФР (Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей; контактные данные: г. Москва, ул. Академика Анохина, дом 20 корп. А.; для отправки почтовой корреспонденции: 119991, г. Москва, ГСП-1, ул. Шаболовка, 4; официальный сайт ПФР: www.pfrf.ru).

Более подробно ознакомиться с информацией по вопросам пенсионного обеспечения Вы можете на официальном сайте ПФР: www.pfrf.ru.

 

 

Пенсионные документы, оформляемые Генконсульством

Подать заявку на получение пенсионных документов в консульских учреждениях Российской Федерации можно через сайт http://pension.kdmid.ru.

Оформление пенсионных документов осуществляется Генеральным консульством в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации». Согласно Постановлению, Генеральное консульство оформляет следующие виды пенсионных документов:

  • Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации;
  • Акт о личной явке гражданина (его законного представителя).

Документы, оформленные в Генконсульстве, не требуется представлять в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение граждан. Информация о выданных документах передается им по ведомственным каналам.

Составление документов по пенсионным вопросам в Генконсульстве осуществляется бесплатно.

1. Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации;

Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации, представляется только в установленных законодательством Российской Федерации случаях, если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, выплата надбавки к пенсии неработающим пенсионерам на нетрудоспособных иждивенцев, другие предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи).

Необходимые документы:

  1. Действительный российский заграничный паспорт;
  2. Действительный российский внутренний паспорт (при наличии);
  3. Документы, подтверждающие постоянное проживание за пределами Российской Федерации (внутренний паспорт с отметкой о снятии с регистрационного учета, листок убытия).
  4. Документ, подтверждающий правовой статус и законность проживания на территории КНР (вид на жительство).
  5. Документ, выданным компетентным органом КНР, о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы (справка с места работы, документ налогового органа т.д.)

Сведения об оформленных справках в электронном виде направляются Генконсульством в МИД России для последующей передачи в Пенсионный Фонд Российской Федерации. По желанию заявителя справка может быть выдана на руки.

2. Акт о личной явке гражданина (его законного представителя).

Выплата пенсии лицам, проживающим за рубежом, может производиться при условии представления в ПФР (его территориальный орган):

  1. документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых который выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства;
  2. акта о личной явке гражданина с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период, в случае личной явки гражданина (его законного представителя) либо в ПФР (его территориальный орган, который осуществляет выплату пенсии), либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом;

При этом документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акт о личной явке составляется не ранее, чем через 12 месяцев спустя:

  • Подачи гражданином, проживающим за границей, заявления о выплате пенсии в ПФР или его территориальный орган;
  • Составления ранее составленного документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке.

Обращаем Ваше внимание, что при первичном обращении гражданина в Пенсионный Фонд для назначения пенсии предоставление документов, подтверждающих нахождение гражданина в живых, не требуется.

Для оформления акта о личной явке в Генконсульстве необходимо представить следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (заграничный или внутренний паспорт);
  2. Документ, подтверждающий постоянное место жительства заявителя за пределами Российской Федерации.

Если пенсия назначается гражданину до 18 лет или совершеннолетнему, над которым установлено опекунство, необходимо подтверждать факт нахождения в живых и получателя пенсии, и его законного представителя. В этом случае составляются два акта о личной явке.

Оформление акта через третье лицо по доверенности не допускается.

Акт о личной явке на руки заявителю не выдается и направляется непосредственно в Пенсионный Фонд в электронном виде.

 

Порядок получения пенсии гражданами, проживающими за рубежом

В соответствии с российским законодательством выплата пенсии гражданам, проживающим за границей, которым пенсии назначены после 01.01.2015, осуществляется на территории Российской Федерации в рублях. В свою очередь, выплата пенсий, которые установлены до 01.01.2015 или в рамках международных договоров Российской Федерации, осуществляется в прежнем порядке, т.е. в том числе путем ее перевода за границу. Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. Следовательно, переводимая за рубеж сумма пенсии может быть больше или меньше в зависимости от курса рубля к соответствующей валюте.

ВАЖНО! Назначенная до 1 января 2015 г. пенсия, выплата которой гражданину производилась за пределы Российской Федерации, по его желанию может выплачиваться на территории Российской Федерации при подаче им в орган, осуществлявший его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления в произвольной форме.

 

Изменения в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство
за пределы территории Российской Федерации

Правительством Российской Федерации внесены изменения в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации (постановление от 30 декабря 2020 г. № 2362) в части уточнения порядка возобновления (восстановления) ранее приостановленных (прекращенных) пенсионных выплат.

В частности, предусматривается, что при последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены все необходимые документы, в случае если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет. При этом суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии.